На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Алексей Смывин

15 278 подписчиков

Сценарии развития экономики РФ: хороших рецептов антикризисных мер не так много

Разразившийся в 2014 году экономический кризис, связанный с исчерпанием источников роста и накоплением институциональных ограничений, был усилен взаимными санкциями между Россией и странами Запада, а также падением во втором полугодии цен на нефть на 45%. Этот кризис постепенно набирает обороты. Если к концу 2014 г. он затронул валютный рынок и банковский сектор, то с начала 2015 г. перекинулся на реальный сектор экономики.

Мы попытались оценить возможные последствия кризиса для российской экономики в том случае, если надежды на возврат цен на нефть до 100 долл./барр. не оправдаются, а действие взаимных санкций между Россией и западными странами останется. При сохранении цен на нефть на уровне около 50 долл./барр. и тенденции к международной изоляции России объем ВВП в реальном выражении за четырехлетний период может вернуться к уровням 3-5-летней давности, т.е. пройти в обратном направлении более половины пути от дна прошлого кризиса, с весьма скромными перспективами последующего роста даже в долгосрочной перспективе. При этом даже постепенный возврат цен на нефть до уровня 80 долл./барр. не позволит решить всех проблем. Падение экономики в 2015-2016 гг. будет смягчено, но темпы роста в 2017-2018 гг. не превысят 2% в год. Активное использование ресурсов Резервного фонда и ФНБ в этот период повышает риски бюджетной несбалансированности в случае нового падения цен на нефть.

В рамках данного прогноза мы рассматриваем три сценария, отличающихся динамикой цен на нефть. Первый сценарий - "негативный"- предусматривает среднегодовую цену нефти Urals на уровне 50 долл./барр. с 2015 по 2018 г. Сценарий "умеренно-позитивный"исходит из того, что нефть начнет дорожать и в 2015-2017 гг. будет стоить 60, 70 и 80 долл./барр. соответственно с последующим сохранением цены на уровне 80 долл./барр. Как ответвление от умеренно-позитивного варианта прогноза рассматривается третий - "волатильный"- сценарий, отличающийся от умеренно-позитивного тем, что в 2018 г. цена нефти опускается до 50 долл./барр.

Динамика среднегодовой цены на нефть марки Urals в сценариях прогноза, долл./барр.

Источник: Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ, Reuters

Сценарий "негативный"

Сохранение нефтяных цен на уровне 50 долл./барр. в сочетании с действием взаимных санкций между Россией и западными странами не оставляет российской экономике шансов на относительно спокойное прохождение кризисного пути - обострившиеся дисбалансы будут требовать их разрешения. Сохранение оттока капитала на уровне 110-120 млрд. долл. в 2015 г., несмотря на выделение Банком России 50 млрд. долл. посредством валютных РЕПО, не позволит рублю сильно укрепиться. Можно ожидать, что в среднем в 2015 г. доллар будет стоить около 60-63 руб.

Девальвировавший рубль, разогнавший инфляцию в 2014 г. до 11,4%, несмотря на некоторое укрепление, не даст ей опуститься ниже этого уровня и в 2015 г. - мы ожидаем инфляцию по итогам 2015 г. на уровне 12,5-14,0%, а в среднем за год - 14,5-16%. Лишь в 2016 г. инфляция при отсутствии сильной девальвации и проведении Банком России политики инфляционного таргетирования опустится до 7-8%, а затем и до 4-6% в 2017-2018 гг. Инфляционная волна 2014-2015 гг. вкупе с общеэкономическим спадом и низкими темпами индексации зарплат бюджетников приведет к падению зарплат в реальном выражении в 2015 г. на 9-10%, в 2016 г. - на 3-5% с последующим выходом на небольшой рост в 2017 г. Падение доходов населения и сворачивание потребительского кредитования не позволят поддерживать прежний уровень потребления товаров и услуг. Розничный товарооборот упадет за 2015 г. на 8-10% и на 3-4% в 2016 г. Аналогично, хотя и примерно вдвое меньше, снизится объем платных услуг населению.

Обесценившийся рубль делает накладной покупку не только импортных потребительских товаров населением, но и зарубежного оборудования предприятиями. Отчасти из-за этого, а отчасти из-за общего эффекта падения доходов и действия санкций спад инвестиций в основной капитал в 2015 г. может превысить 15%. При этом использование средств ФНБ для поддержки проектов в России имеет шанс вывести "в ноль" динамику инвестиций в экономике лишь в 2016 г., но и этого может оказаться недостаточным, поскольку частный бизнес в таких условиях не будет разворачивать инвестпроекты2. Кроме того, часть инвестиционных расходов бюджета будет сокращена в рамках секвестра. Помимо всего вышеперечисленного, тормозить рост будет снижение физических объемов сырьевого, а вероятно, и несырьевого, экспорта, а также фактор снижения запасов вследствие не только замедления роста экономики, но и пересмотра перспектив будущего роста. В плюс с точки зрения счета ВВП будет играть только сильное (на 30-35% в реальном выражении) падение импорта из-за девальвации и сокращения спроса в экономике.

По нашим оценкам, падение ВВП составит 5-5,5% в 2015 г., 1-2% в 2016 г., после чего в 2017 г. возможен рост до 1%. Однако перелом в динамике ВВП не разрешает бюджетного кризиса. При предположении, что весь дефицит федерального бюджета придётся профинансировать из суверенных фондов, Резервный фонд закончится в 2016 г., Фонд национального благосостояния - в 2017 г., при дефиците в 3,3 трлн руб. (при этом для финансирования дефицита в 2017 г. всё равно будут нужны дополнительные ресурсы в объёме 730 млрд руб.). Расходование Резервного фонда и ФНБ на покрытие огромного дефицита федерального бюджета (3,5-4% ВВП в 2015-2017 гг.) и финансирование инвестиционных проектов вынуждает пойти в 2018 г. на более сильный секвестр бюджета (мы исходили из предпосылки о сокращении дефицита до уровня 1% ВВП), который будет способствовать возврату экономики на траекторию рецессии. Возросший отток капитала частного сектора (с примерно 80 млрд долл. в 2016-2017 гг. до примерно 110 млрд долл. - на фоне спада в экономике и пика возврата заимствований) усилит давление на рубль. Перечисленные факторы приведут к новой волне сжатия государственных и негосударственных инвестиций, сопоставимой по масштабам с 2015 г. В результате падение ВВП в 2018 г. может составить 2-2,5%.

Таким образом, "негативный" сценарий означает затяжную и глубокую рецессию, усугубляемую обострением бюджетных проблем. За четыре года совокупный ВВП экономики может сократиться на 7-9% и вернуться к уровням 2010-2011 гг. Уровень средней зарплаты в реальном выражении за четырехлетний период может опуститься примерно на 10-12% - до уровней 2011-2012 гг. Экономический спад будет сопровождаться ростом безработицы с 5,2% в 2014 г. до 6-7% в 2015-2016 гг. и 7-7,5% в 2018 г.

Уровень ВВП в реальном выражении в сценариях прогноза (100 = 2013 г.)

Источник: Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ, Росстат

Сценарий "умеренно-позитивный"

Содержательно ход развития кризиса в "умеренно-позитивном" сценарии в первые два года (2015-2016 гг.) мало отличается от "негативного" сценария - благодаря умеренному росту цен на нефть уменьшаются глубина падения ВВП и масштабы вынужденного использования средств ФНБ для поддержки экономики и средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета.

Более высокая, чем в "негативном" сценарии, траектория цен на нефть, с одной стороны, обеспечивает более высокие нефтегазовые доходы, которые делятся между предприятиями и бюджетом, но с другой - не обязательно должна сочетаться с значимо более низким оттоком капитала частного сектора. Во-первых, экономика все равно будет сокращаться, а это стимул к выводу дополнительно поступающих доходов за рубеж. Во-вторых, в условиях закрытых для России внешних рынков капитала рост цен на нефть не позволяет увеличивать сальдо по внешним заимствованиям - традиционного до санкций канала наращивания финансирования. Теоретически отток капитала в "умеренно-позитивном" сценарии может оказаться даже выше, чем в "негативном" сценарии (особенно - после 2015 г.). В сочетании с предположением о примерно одинаковом в двух сценариях уровне расходов федерального бюджета в 2015-2016 гг.3 это говорит о том, что в 2015-2016 гг. влияние более высоких цен на нефть на экономический рост будет ограниченным. Падение экономики в "умеренно-позитивном" сценарии, по нашим оценкам, составит около 5% в 2015 г. и еще примерно 1-1,5% в 2016 г.

Более благоприятная ситуация с динамикой долларового экспорта позволит рублю укрепляться, снижая потребность в использовании Банком России инструмента валютного РЕПО, вероятно, уже в 2015 г. Однако инфляция будет немногим меньше, чем в "негативном" сценарии, - 12,0-13,0% в 2015 г. и 6,0-7,5% в 2016 г. Ситуация с реальными зарплатами населения также будет лишь немногим лучше, чем в "негативном" сценарии, - в 2015 г. мы ожидаем сокращения на 8,0-9,0%, а в 2016 г. - еще примерно на 2%. В сочетании с более благоприятной динамикой потребительского кредитования это обеспечит меньший спад товарооборота - на 7-8% в 2015 г. и на 2-3% в 2016 г.

Как уже было отмечено, действие санкций и неблагоприятная экономическая обстановка в стране будут препятствовать кардинальному улучшению динамики инвестиций в сравнении с "негативным" вариантом прогноза: мы ожидаем их падения на 12-13% в 2015 г. и минимального роста в 2016 г.

Между тем, предполагаемый нами отказ с 2017 г. от планов ежегодного сокращения на 5% в реальном выражении расходов федерального бюджета4 будет оказывать краткосрочный позитивный эффект на экономический рост в последующие два года (2017-2018 гг.). Рост инвестиций вернется в положительную область, однако на фоне высокого оттока капитала останется вялым. Укрепляющийся под воздействием благоприятных (80 долл./барр.) цен на нефть рубль поможет инфляции опуститься ниже уровней "негативного" сценария - вероятно, до 3-4%. Рост реальной заработной платы в 2017-2018 гг. будет достигать 3-5% в год, а розничного товарооборота - 3-4% в год.

Итого, при росте цен на нефть с 60 долл./барр. в 2015 г. до 80 долл./барр. в 2017-2018 гг. мы ожидаем, что сжатие экономики за 2015-2016 гг. будет составлять примерно 6% против примерно 7% при цене нефти 50 долл./барр. При этом за последующие два года экономика может восстановиться до уровней 2012-2013 гг. Аналогична и относительная динамика реальной заработной платы. Уровень безработицы на фоне восстановления экономики также практически вернется к докризисному уровню. Однако такой с первого взгляда положительный выход из кризиса дается ценой роста бюджетной разбалансированности при расходовании большей части Резервного фонда (к концу 2018 г. его объем составит менее 1 трлн руб., даже при финансировании части дефицита за счёт займов на внутреннем рынке). При продолжении подобной расходной политики Резервный фонд продолжит уменьшаться, и в дальнейшем для финансирования бюджетного дефицита придется использовать средства ФНБ. Риски, возникающие в связи с этим, проиллюстрированы в сценарии "волатильный".

Сценарий "волатильный"

Как уже отмечалось ранее, отличие данного сценария от "умеренно- оптимистичного" заключается лишь в том, что в 2018 г. реализуется риск нового падения цены нефти с 80 до 50 долл./барр. В этих условиях чистый отток капитала частного сектора на фоне резкого снижения цен на нефть может достичь 125 млрд долл. и сопровождаться девальвацией рубля, пускай и менее масштабной, чем в 2014 г. (при условии поддержки курса рубля со стороны Банка России). Падение экономики в 2018 г. составит 1-2%. При этом уровень инфляции, степень повышения которой будет зависеть от масштаба девальвации, может превысить 7-8%.

Ключевая проблема, возникающая в этом сценарии, - сильный рост дефицита федерального бюджета, который при небольшой по сравнению с 2014 г. девальвации (до 20%) может перевалить за 5% ВВП. Для полного финансирования дефицита не хватит ни оставшихся средств Резервного фонда, ни свободных средств ФНБ - потребуется найти источник финансирования на сумму 200 млрд руб. ВВП в реальном выражении опускается примерно до уровня 2011 г., а с учетом необходимости решения проблемы бюджетного дефицита сжатие экономики будет продолжаться и после 2018 г.

Выводы из прогноза

Для населения. Как было указано выше, наступающая рецессия будет сопровождаться падением реальных доходов населения на протяжении как минимум одного года. При нефтяных ценах 50 долл./барр. итоговое падение реальных зарплат может превысить 10%. Также за два года рецессии сильно вырастет безработица - с 5,2% в 2014 г. до 6,5-7%. Резко ухудшатся условия кредитования, что, если принять во внимание сильно выросший за последние 2-3 года уровень долговой нагрузки населения, приведет к банкротству многих должников. Другой важнейший канал негативного социального воздействия начинающегося кризиса на население: форсированная коммерциализация многих оказываемых населению государственных услуг, рост стоимости платных услуг, ухудшение качества услуг, особенно предоставляемых бесплатно.

Для бизнеса. Подробно описанные выше доводы в пользу того, что кризис будет затяжным, оставляют мало позитива для бизнеса. Снижение рентабельности, сопровождающее экономический спад, скорее всего, сделает процесс выживания в российских реалиях гораздо более трудным. Это в совокупности с возрастающими вместе с рисками процентными ставками по кредитам будет служить существенным ограничением для инвестиционной активности. По итогам нескольких лет прогнозируемого нами кризиса Россия может потерять значимую часть только зарождающегося в нашей стране малого и среднего бизнеса.

Для государства. Как было несложно убедиться, проанализированные нами сценарии содержат описание крайне негативных результатов. Проблема для государства в связи с этим заключается в том, что хороших рецептов антикризисных мер не так много.

Обзор полностью



Эксперты, Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх